Консультация
для родителей
«Задачи
экологического воспитания ребенка в семье»
«Семья — это та первичная
среда, где человек
должен учиться творить добро»
Сухомлинский В. А.
Говорить об актуальности экологической
проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия
развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь
слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше
общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что
многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем
экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы
хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди.
После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку
очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это
та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее.
Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот
мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся
взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.
Детский сад, являющийся первичным звеном
в системе образования, безусловно,
должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не
смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека.
Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание
дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные
семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок
детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но
что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не
выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в
полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак,
я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного
экологического воспитания дошкольника:
1.
Развитие
положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм
поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать
за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут
родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и
это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные
качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о
нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый
родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и
совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен
видеть мой ребёнок?
2.
Воспитание
этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь —
значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может
научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня
большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе.
Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической
культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся?
Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему
окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое
разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт
своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о
нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё
взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы
построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают
снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и
красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
3.
Формирование
познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться
красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать.
Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны
быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?
Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от
родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево
или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить
её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач
для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов
и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и
мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал,
который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и
оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел
контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями.
Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод.
Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов,
а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком,
обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные
изменения.
Также стоит не забывать о городской
природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад,
рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с
ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей
рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых
вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы
присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария,
шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания
окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень
большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и
этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу,
стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам
её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам,
взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда
мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его
красотой и богатством.
Махова Наталья Васильевна
Консультация
для родителей
«Правила поведения в природе»
Комментариев нет:
Отправить комментарий